Пуаре давал моделям громкие имена, взывающие к исторической памяти: лилово-фиолетовое платье «1811 год», белоснежная «Жозефина», тёмно-красная «Евгения». Он использовал в своих композициях классическую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.
Пуаре учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело, учил не на словах, а демонстрируя всё новые и новые модели, рождённые неистощимой фантазией. Начиная с 1907 г. мастер предлагал клиенткам соблазнительные платья в стиле Директории, Консульства и Империи. Они не требовали использования жесткого длинного корсета, превращавшего женскую фигуру в подобие песочных часов и придававшего телу S-образный изгиб (речь идёт о жёстком корсете с косточками из китового уса или металла, которым сильно сдавливали талию и подпирали грудь и против которого в печати высказывались врачи). Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объёма к другому. Пуаре заставил молнии отказаться от шуршащих нижних юбок, украшенных вышивкой, мережками и кружевами, тех, что дюжинами включали в приданое любой уважающей себя девицы заботливые матери и что голами накапливались в шкафах и сундуках у каждой рачительной хозяйки. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно, без помощи горничной, которая шнуровала традиционный корсет.
В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Борта (1901 1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5, в котором всё, от роскошной мебели и высоких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вышивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом Хорошего Вкуса, выставочный зал, центр искусств, клуб избранных, наконец. Сам модельер выступал в образе гостеприимного, но властного хозяина, а его прелестная жена и муза Лениз в роли лучшей подруги постоянных заказчиц.
В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон к Жаку Аусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художника, Аусе поручил ему обслуживать самых капризных клиенток актрис Сару Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа. В книге «Одевая эпоху» (1930 г.) Пуаре с умилением вспоминает свое первое самостоятельное произведение, в буквальном смысле сочинённое для спектакля «Заза», в котором блистала Режан. Двойная широкая накидка-манто из чёрной тафты и тюля была от руки расписана белыми и сиреневыми ирисами, в полном соответствии с требованиями тогдашней моды в стиле раннего модерна меланхоличной и витиеватой. Позднее он одевал танцовщицу Иду Рубинштейн, аристократок и певиц кабаре, русских великих княгинь и лам полусвета, придумал сотни оригинальных туалетов от девически нежных до умопомрачительно экстравагантных...
Путь Поля Пуаре к славе был необычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зонтами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным Домам молы, стал обладателем собственной марки. Уже в начале XX в. Пуаре попытался создать особую индустрию роскоши, производящую в стиле мастера и «за единой подписью» одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. всё то, что насыщает и украшает жизнь, превращает серые будни в праздники, а обычную женщину в королеву.
Наделённый мощным артистическим темпераментом и творческой фантазией, Пуаре хорошо рисовал, ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался в тканях и фурнитуре, увлекался историей искусств и фольклором. Всё созданное им было талантливо, ярко, неординарно, смело. Пуаре отказался от амплуа портного и ловкого торговца, поставщика модных товаров, которым гордились Ворт и Дусе. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства. Пуаре мы обязаны и возрождением уважительного отношения к человеческому телу, не спрятанному, а живущему в любом костюме и вместе с ним.
Поль Пуаре (Paul Poiret)Первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма был француз Поль Пуаре. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.
Для зарегистрированных пользователей
Комментариев нет:
Отправить комментарий